Признаки одаренности детей
Загрузка ...
Признаки одаренности детей
Психофизическое развитие:
- повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у таких детей меньше, чем у сверстников);
- относительная неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от познавательных способностей)
Психосоциальная сфера:
- преобладание мотивов, связанных с содержанием деятельности (деятельность выступает эффективным средством развития, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию);
- самостоятельность, умение принимать решения, настойчивость в выполнении задания;
- стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм);
- социальная автономность, готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения, независимость в суждениях;
- склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях;
- соревновательность — склонность к конкурентным формам взаимодействия;
- чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях свидетельство одаренности и вместе с тем эффективный механизм психологической защиты);
- способность понимать мотивы поведения других людей;
- терпимость к особенностям других людей;
- склонность к самоанализу;
- терпимость к критике;
- готовность делиться идеями;
- чуткость в анализе нравственных проблем;
- уверенность в своих силах
Развитие познавательной сферы:
- умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения;
- большое упорство в решении поставленных задач;
- способность находить альтернативные пути решения проблем;
- способность предвидеть, прогнозировать последствия;
- стремление всегда проверить новую идею;
- способность оценивать процесс и результат действий;
- изобретательность в выборе и использовании различных предметов;
- способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие;
- способность не только предлагать собственные, но и разрабатывать собственные и чужие идеи;
- продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений;
- способность и склонность к интуитивному поиску;
- склонность к логическим построениям и рассуждениям;
- способность оперировать абстрактными понятиями;
- чувствительность к противоречиям;
- интерес к построению гипотез;
- интерес и исключительные способности к классификации и категоризации;
- раннее языковое развитие, способствующее накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации, а также большой словарный запас;
- умение хорошо излагать свои мысли;
- владение большим объемом информации;
- способность хорошо улавливать связь между одним событием и другим, между причиной и следствием;
- способность к переносу усвоенного опыта на новый материал;
- интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения;
- наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;
- высокий уровень развития памяти, способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова, умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания;
- широкий кругозор (круг интересов);
- постоянное желание задавать много вопросов о происхождении и функциях предметов;
- способность легко обучаться, все схватывать на лету;
- проявление ярко выраженной разносторонней любознательности;
- умение делать выводы и обобщения;
- способность следить за несколькими процессами одновременно;
- способность создавать в воображении альтернативные системы;
- превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации;
- способность к высокому уровню сосредоточенности;
- изобретательность и богатая фантазия